Что такое hard и soft-скиллы и почему их нужно развивать


Термины hard и soft-скиллы уже настолько на слуху, что считается моветоном не знать их значения. Разберемся в них, заодно проверив себя.

Что такое hard и soft-скиллы

Hard skills (англ. твердые навыки) — это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они легко подлежат количественному измерению. Это обязательные требования при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях (например, знание иностранного языка, владение узкоспециализированными программами,  управление транспортным средством определенной категории и т.д.).

Soft skills (англ. мягкие навыки) связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Их часто называют личными качествами, подчеркивая прямую зависимость между soft-скиллами и характером человека, его темпераментом и личным опытом (например, коммуникабельность, умение непрерывно учиться, управлять временем и т.д.).

Как развить?

Для развития hard-скиллов нам на помощь приходит традиционный интеллект (IQ, логика, левое полушарие мозга), а для развития soft-скиллов — так называемый эмоциональный интеллект (EQ, эмпатия, правое полушарие мозга).

Требования к hard-скиллам, по сути, относительно устойчивы и постоянны. Soft-скиллы, напротив, изменчивы и ситуативны. Правила создания хорошего программного кода будут примерно одинаковы для любого программиста в любой компании, тогда как, например, такой коммуникативный навык как построение эффектной речи будет зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).

Для hard-скиллов существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Их наличие и уровень развития легко проверяют при помощи экзаменов и аттестаций. Soft-скиллы не имеют сертификации, и доказать их наличие гораздо труднее. Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать. Существуют различные методики оценки soft-скиллов, — от тестирования до ассессмента — однако их результаты всё равно нельзя считать абсолютно точными.

Soft-скиллы в большинстве случаев важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых нами для достижения целей, как раз и есть те самые soft-скиллы, при этом чем значимее ваш карьерный рост, тем большую роль играют именно «мягкие» навыки, в то время как профессиональные (т.е. узкоспециализированные, hard-скиллы) отходят на второй план. Можно до автоматизма отточить написание программных кодов, но только умение взаимодействовать в социальной среде помогут такому программисту стать руководителем компании по продаже ПО.

Совершенствовать hard-скиллы можно при помощи учебных центров (ВУЗы, школы, курсы повышения квалификации), и для таких навыков характерна сегментация на несколько уровней сложности. Изучение каждого из уровней заканчивается сдачей экзамена, аттестацией, проверкой. Развитию hard-скиллов до уровня «автопилот» способствует ежедневная практика во время работы. Soft-скиллы же приобретаются на личном опыте, путем проб и ошибок. Ускорить их развитие помогут личностные и фоновые тренинги, мастер-классы, нетворкинг и общение. Самообучение и развитие в процессе работы, корпоративные программы обучения также благотворно влияют на формирование «мягких» навыков. В конце концов, для профессионального и карьерного роста важно соблюдать баланс между hard и soft-скиллами.

Астрал Академия

В нашей компании действует проект «Астрал Академия», направленный на всестороннее обучение и развитие сотрудников внутри компании. Благодаря качественным программам обучения сотрудники компании занимаются прокачкой своих hard и soft-компетенций. Содержание обучения для каждого сотрудника ГК «Астрал» определяется выполняемым функционалом и моделью компетенций, разработанной для каждой позиции.

Направление hard-скиллов реализуется через внутреннее обучение в рамках каждого департамента, систему наставничества и менторства. При необходимости используются внешние ресурсы для получения дополнительного профессионального образования.

Направление soft-скиллов включает в себя различные обучающие мероприятия, направленные на развитие гибких навыков. Тренинги, мастер-классы, семинары, практикумы охватывают значительный пул востребованных универсальных компетенций, таких как:

  • Коммуникативные навыки;
  • Умение работать в команде;
  • Стрессоустойчивость;
  • Лидерские качества;
  • Основы менеджмента;
  • Управление временем;
  • Ораторское мастерство;
  • Навык деловой переписки;
  • Личная эффективность и многое другое.

Планомерное освоение программ обучения hard и soft-скиллам дает возможность сотрудникам эффективно выполнять профессиональные задачи, развиваться внутри компании как горизонтально, осваивая новые профессиональные навыки, так и вертикально, совершенствуя свои личностные качества.

Данные успешно отправлены

Ожидайте, наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время!