Почему детей нужно учить учиться?
Когда ребёнок учится в 1-2 классе, он, как правило, ещё слишком несобран, неорганизован, чтобы учиться самостоятельно, без родительского контроля.
Есть, конечно, дети-исключения. Это могут быть, к примеру, дети с повышенной тревожностью, которые будут учиться просто из-за страха осуждения со стороны учителя или родителей. Либо, напротив, дети (чаще всего девочки), очарованные учителем и желающие ему понравиться и угодить.
Но это, всё же, довольно редкие исключения. А потому ответственность за умение учиться ложится, в основном, на его родителей.
Эксперты сходятся во мнении, что интерес ребёнка в вопросах обучения играет главную роль. Безусловно, инициативу ребёнка «давить» нельзя. Но, к сожалению, в реальности мы чаще встречаем противоположную проблему: отсутствие такой инициативы.
Это неудивительно. Восторг от новизны пропадает даже у взрослых людей, а умение сосредоточиться есть далеко не у всех. По крайней мере, так будет до тех пор, пока людей не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами.
Но пока имеем то, что имеем: у нас с вами дети, а не роботы. И спустя время наши дети из начальной школы перейдут в старшие классы, а там учиться будет уже сложнее. Это связано, в первую очередь, со смещением приоритетов: обучение становится менее важным в мире подростка, а вот установление социальных связей – более важным. Учёба просто не выдерживает конкуренции!
Однако, если ребёнок всё-таки научится брать себя в руки и концентрироваться, он уже вряд ли провалится в состояние безысходности: «всё бессмысленно, всё слишком запущено, мне не справиться с таким огромным объёмом материала!» Таких трудностей не возникнет, если у подростка будет осознанный опыт «включения» в учёбу.
Так как же помочь ребёнку сосредоточиться во время выполнения уроков?
Придайте скучным заданиям новый смысл
К примеру, ребёнок учится аккуратно писать буквы. Как его замотивировать? К примеру, так:
«Хорошо, а как ты потом будешь писать письмо Деду Морозу? Он ведь ничего не сможет разобрать в твоих каракулях. Согласись, будет грустно, если ты не получишь свой подарок».
Или вот так: «Может, напишем письмо бабушке? Только постарайся написать так, чтоб она смогла разобрать твой почерк. Ты же знаешь, у неё не очень хорошее зрение».
Или: «Представь, что ты оказался на необитаемом острове. И тебе нужно написать послание людям, засунув его в бутылке и пустив по волнам. Надо научиться писать разборчиво! Давай попробуем».
Используйте мотивацию самого ребёнка
Попробуйте спросить у ребёнка, зачем ему в будущем понадобится тот или иной навык — к примеру, чтение, письмо или счёт. Это может стать основой для его собственной мотивации, а она наверняка будет сильнее, чем ваша мотивация, навязанная ребёнку.
Увы, личная мотивация ребёнка, хотя она и самая сильная, действует недолго. Поэтому следует периодически напоминать ребёнку о той пользе обучения, до которой он уже сам когда-то додумался.
Меняйтесь ролями
Все лекторы знают, что отличный способ выучить предмет — это прочитать по нему лекцию. Используем это метод и превращаем ребёнка в учителя!
Имитируем школу, сажаем перед ребёнком его игрушки (они будут выполнять роль учеников). В идеале вы и сами должны стать учеником, причём самым непонятливым. Жалуйтесь на то, как же сложно писать эти цифры или решать задачки. Специально допускайте ошибки, а ребёнок с радостью будет их исправлять.
Этот способ не только снимает напряжение, но и позволит в комфортной обстановке, в форме игры проговорить с ребёнком сложности обучения. А это, в свою очередь, способствует улучшению самоконтроля. То есть, ребёнок, встретив препятствие (лень, рассеянность, невнимательность), сможет распознать его и попытаться его преодолеть.
Помимо этого, такая игра поможет снизить страх совершения ошибки. Это довольно важный момент, поскольку дети в школе постоянно тревожатся из-за своих ошибок. Способность спокойно видеть и исправлять их — очень важное качество, которое позволит идти вперёд, а не скатываться в бессмысленное и неприятное самобичевание.
Приучайте к самостоятельности
Когда вы видите, что ребёнок уже в какой-то степени научился делать уроки, старайтесь понемногу оставлять его одного. Но необходимо сделать это так, чтобы он понимал, что невыполнение уроков и плохая успеваемость чреваты для него негативными эмоциональными последствиями. Другими словами, необходимо создать вокруг ребёнка своеобразное поле ожиданий, в котором непременно присутствуют две темы:
- Во-первых, ребёнок должен понимать, что вы цените его старания. Нужно говорить ему, что вы радуетесь его успехам в учёбе и огорчаетесь, когда что-то не получается. Так ребёнок поймёт, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его умение проявлять волю и его растущую самостоятельность. Это поможет развить в ребёнке такое важное качество, как способность уважать самого себя за достигнутый результат.
Главное — старайтесь давать чёткие и конкретные комментарии. То есть, не просто «Ты умница!», а «Как здорово, что ты всё сумел доделать!».
2. Во-вторых, проговорите с ребёнком, что если у него что-то не получается или он допустил ошибку, то это не критично! Разговоры на эту тему помогут ребёнку избежать ненужных тревог, связанных с наказаниями или разочарованием в самом себе. Это уберёт с процесса учёбы негативный эмоциональный оттенок.
Поднимая эти темы, вы дадите своему ребёнку вектор развития : он будет знать, что он не безразличен, его усилия важны. При этом родители не устанавливают жёсткий контроль, а искренне переживают за него и всегда готовы помочь и поддержать.